Электрошлаковый переплав — ЭШП (ESR)

Электрошлаковый переплав был известен с 30-х годов, однако, потребовалось более 30 лет, прежде чем он стал общепринятой технологией для массового производства высококачественных слитков. Технология ЭШП представляет интерес не только для получения слитков меньшего веса из инструментальных и жаропрочных сплавов, но также и тяжелых слитков для кузнечной обработки с черным весом выше 150 тонн.

Установка для электрошлакового переплава (ESR)

  • Лабораторные установки ЭШП в основном используются для получения небольших слитков с макс. диаметром кристаллизатора до 240 мм и весом 500 кг
  • Можно производить слитки с диаметрами от 250 мм до 2.300 мм, что дает слиток с массой более 150 тонн
  • Установки ЭШП могут быть сконструированы для выплавки слитков круглого, квадратного и прямоугольного (слябы) сечения

Характеристики ЭШП

  • Гомогенная, прочная структура с направленной кристаллизацией
  • Высокая степень чистоты
  • Отсутствие внутренних дефектов (напр. микро-ликваций)
  • Отсутствие макро-ликваций
  • Гладкая поверхность слитка, что приводит к высокому выходу годного слитка

В процессе ЭШП расходуемый электрод погружается в перегретую шлаковую ванну, окруженную водоохлаждаемым кристаллизатором.

Электрический ток (как правило, переменный) проходит через шлак, между электродом и формирующимся слитком, и так что капли расплавленного металла с электрода  проходят через шлак к дну водоохлаждаемого кристаллизатора и собираются в плавильную ванну для кристаллизации. Шлаковая ванна поднимается вверх по мере формирования слитка. Новый слиток из рафинированного материала медленно растет от дна кристаллизатора. Такой гомогенный слиток ЭШП с направленной кристаллизацией образуется свободным от центральных полостей и прочих дефектов, характерных для слитков традиционного литья.

Процесс ЭШП предлагает продукт высокого, постоянного и предсказуемого качества. Точно контролируемая кристаллизация улучшает прочность и структурную целостность.

ЭШП признан предпочтительной технологией производства сплавов с высокими прочностными характеристиками, которые на сегодняшний момент используются в авиакосмической и атомной промышленности, а также для тяжелых поковок.

Современная система автоматизации с компьютерным управлением позволяет контролировать процесс в автоматическом режиме с воспроизводимым качеством материала. Здесь важно отметить уникальную систему ALD для контроля скорости плавки на основе глубины погружения электрода и мощности.

Можно утверждать, что автоматическая система ALD для  контроля плавки (АМС) является непревзойденной во всем мире благодаря своим характеристикам, простоте в обращении и, не в последнюю очередь, благодаря точности и воспроизводимости контроля, производя слитки с отличными свойствами.  

Области применения ЭШП

  • Инструментальные стали для фрезерных резцов, горного оборудования и т.д.
  • Штамповые стали для производства стекла, пластика и автомобильной промышленности
  • Подшипниковые стали
  • Стали для валов турбин и генераторов
  • Жаропрочные сплавы для авиакосмической промышленности и силовых турбин
  • Никелевые сплавы для химической промышленности
  • Холоднокатанные стали
  • Стали с высоким содержанием азота

Типы установок

Универсальные лабораторные установки

Данные  лабораторные системы комбинируют ВДП, ЭШП, ЭШП под давлением, ЭШП в атмосфере инертного газа и ЭШП в вакууме в одной установке. Различные виды переплава могут осуществляться в установке однокамерного типа с использованием постоянного или переменного тока для переплава одного расходуемого электрода в слиток при давлении выше (макс. 70 бар) или ниже атмосферного.

Одна голова печи с двумя стационарными станциями плавления

С двумя зафиксированными станциями плавления и одной поворотной головой печи. Эти установки особенно подходят для эффективного крупносерийного производства.

Как правило установки ALD способны для плавки в атмосфере инертного газа.

Установки с системами вытяжки слитка

С центральной системой вытяжки слитка и возможностью замены электрода и опцией внешних станций для переплава в неподвижные кристаллизаторы. Центральная станция особенно подходит для выплавки слитков большого диаметра. Слитки меньшего диаметра могут одновременно выплавляться во внешних станциях.

Установки, сконструированные для плавки под давлением или в атмосфере инертного газа

Полностью герметичные системы для электрошлакового переплава в вакууме, атмосфере инертного газа или повышенного давления. Эти системы особенно подходят для выплавки слитков с высоким содержанием азота или активных элементов.

ESR – Electro Slag Remelting

brochure: Electro Slag Remelting (ESR)ESR Electroslag Remelting has been known since the 1930s, but it took approximately 30 years before it became an acknowledged process for mass production of high-quality ingots. The ESR technology is of interest not only for the production of smaller weight ingots of tool steels and superalloys, but also of heavy forging ingots up to raw ingot weights above 150 tons.

Electro Slag Remelting Furnace (ESR)

  • The labory ESR Furnace is primarily used to produce small ingots with a maximum mold diameter up to
    240 mm for and 500 kg ingot weight
  • Ingot diameters from 250 mm up to 2.300 mm are realized, offering ingot weights above 150 tons
  • ESR furnaces can be designed for remelting of round, square and rectangular (slab) ingots

ESR Features

  • Homogeneous, sound and directionally solidified structure
  • High degree of cleanliness
  • Free of internal flaws (e. g. hydrogen flakes)
  • Free of macro-segregation
  • Smooth ingot surface resulting in a high ingot yield

In the ESR-process a consumable electrode is dipped into a superheated slag pool surrounded by a water-cooled mold.

Electric current (usually AC) passes through the slag, between the electrode and the ingot being formed, and superheats the slag so that drops of metal are melted from the electrode passing through the slag to the bottom of the water-cooled mold and collect into the melt pool in solidification. The slag pool is displaced upwards as the ingot forms. The new ingot of refined material builds up slowly from the bottom of the mold. Such a homogeneous, directionally solidified ESR ingot will be formed, free from central void spaces and other defects typically occurring in conventionally cast ingots.

The ESR process offers very high, consistent and predictable product quality. Finely controlled solidification improves soundness and structural integrity.

ESR is recognized as the preferred production method for high-performance alloys that are used today in industries such as aerospace and nuclear engineering as well as for heavy forgings.

Today´s computer controlled process automation allows automated process control featuring reproducible material quality. Important to mention here is ALD’s unique electrode immersion depth control and power based melt rate control.
It can be stated that ALD’s ESR automatic melt control system (AMC) is unsurpassed in the world for its inherent features, ease of operation and last but not least its accuracy and repeatability of control, producing ingots with excellent properties. 

ESR Applications

  • Tool steels for milling cutters, mining, etc.
  • Die steels for the glass, plastics and automotive industries
  • Ball-bearing steels
  • Steels for turbine and generator shafts
  • Superalloys for aerospace and power turbines
  • Nickel-base alloys for the chemical industry
  • Cold rolls
  • High nitrogen steels

 

Furnace Types

Multiple Purpose Laboratory Remelting System

This laboratory system combines VAR, ESR, PESR, IESR and VESR in one furnace. Different remelting processes can be carried out in one chamber type furnace using alternating or direct current to remelt one consumable electrode into one ingot, above (up to 70 bar) or below atmospheric pressure.

Single furnace head with two stationary mold systems

With two fixed remelting stations and one pivoting furnace head. These are particularly suited for efficient production at high production rates.

ALD’s furnaces are generally capable for remelting under inert gas atmosphere

Furnace with Ingot Withdrawal Systems

With a central ingot withdrawal station and electrode exchange capability, and an option with outer stations for remelting in stationary molds. The central station is particularly suited for remelting of large diameter ingots. Smaller diameter ingots may be remelted simultaneously in the outer stations.

Furnace suitable for melting under Pressurized or Vacuum Atmosphere

Completely sealed systems for ESR operations under vacuum, inert gas, or increased pressure. These systems are particularly suited for producing ESR ingots with high contents of nitrogen or reactive elements.

For more information please contact

Ulrich Biebricher, Fon + 49 6181 307 3297Ulrich.Biebricher@ald-vt.de
Thomas Kilzer, Fon + 49 6181 307 3243Thomas.Kilzer@ald-vt.de
Oliver Pilz, Fon + 49 6181 307 3520Oliver.Pilz@ald-vt.de
Pascale Scherf, Fon + 49 6181 307 3114Pascale.Scherf@ald-vt.de