EB

Электронно-лучевое плавлени

Электронно-лучевое плавление отличается превосходной способностью к рафинированию и предлагает высокую гибкость относительно источника нагрева и распределения мощности. Поэтому оно является идеальным для переплава и рафинирования металлов и сплавов в высоком вакууме в водоохлаждаемых медных кристаллизаторах без использования керамики. На сегодняшний день процесс используется для производства тугоплавких и активных металлов (тантал, ниобий, молибден, вольфрам, ванадий, гафний, цирконий и титан), а также их сплавов. Он играет важную роль в получении сверхчистых материалов для мишеней ионного распыления и сплавов для электронной промышленности, а также в переработке титанового лома.

Электронно-лучевая установка с промъемкостью для титана (EBCHR)

ALD поставляет решения для комплектного оборудования, вкл. систему пушек, в конфигурации для различных процессов:

  • Электронно-лучевые производственные установки для капельной плавки
  • Электронно-лучевые установки с промъемкостью для рафинирования
  • Электронно-лучевые установки для пилотного производства
  • Электронно-лучевые лабораторные установки
  • Электронно-лучевые установки для выплавки таблеток
  • Электронно-лучевые установки для зонной плавки

Объем поставки ALD не ограничивается поставкой оборудования, он может включать работы от шеф-монтажа до монтажа под ключ, а также технологическую поддержку со стороны специалиста ALD.

Металлургия электронно-лучевой плавки

Электронно-лучевая пушка представляет собой источник нагрева высокой мощности, который позволяет достичь в точке фокусировки луча температуры плавления и даже испарения всех материалов. Благодаря магнитной развертке и быстрому сканированию на высоких частотах электронный луч может эффективно направляться на цели различной формы и тем самым является наиболее гибким источником нагрева в технологии переплава.

Электронный луч ударяется о цель со стандартной плотностью энергии в 100 Вт/см2. В зависимости от свойств плавящегося материала коэффициент передачи мощности составляет от 50% до 80%.

Поскольку ЭЛП является методом нагрева поверхности, он позволяет достичь только малой глубины расплава при подходящей скорости плавления, что положительно влияет на структуру слитка относительно пористости, образования ликваций и тд.

Благодаря тому, что перегретая поверхность расплава подвергается воздействию высокого вакуума в диапазоне 1 – 0,0001 Па, это приводит к отличной дегазации расплавленного материала.

Металлические и неметаллические включения с упругостью пара выше чем у основного материала могут выборочно испаряться при перегреве расплава, что создает желаемую высокую чистоту материала слитка.

Быстрое сканирование луча по поверхности расплава помогает избежать локального перегрева и на сегодняшний день делает возможным унифицированное производство сплавов методом электронно-лучевого плавления, в особенности в титановой промышленности

Варианты процесса

Высокая гибкость электронно-лучевого источника нагрева привела к развитию нескольких способов переплава и рафинирования используемых в установках от лабораторных до больших промышленных систем.

Вертикальная и горизонтальная плавка скапыванием

И тот и другой вид плавки являются классическим способом для производства тугоплавких металлов, напр. тантала и ниобия. Плавильный материал в виде прутков обычно загружается горизонтально и плавится напрямую в кристаллизатор с вытяжным дном. Жидкий расплав находится по верхнему краю кристаллизатора благодаря вытяжке нижней части растущего слитка. Рафинирование основано на дегазации и выборочном испарении, как описано выше. В большинстве случаев для получения конечного качества требуется переплав первого слитка. Для повторного переплава электрод загружается вертикально при постоянном вращении.

Электронно-лучевое рафинирование с промъемкостью (EBCHR)

Данный процесс имеет огромное значение для производства и повторной переработки химически активных металлов, особенно титана. Плавильный материал плавится скапыванием в плавильной зоне водоохлаждаемой медной промъемкости, откуда он стекает в зону рафинирования и, наконец, переливается в вытяжной кристаллизатор.

При правильном выборе размера промъемкости расплавленный материал протекает по ней с определенной задержкой, что делает возможным эффективное гравитационное отделение включений высокой плотности (HDI) и удаление из материала включений низкой плотности (LDI) дополнительно к механизмам рафинирования, указанным выше.

Размер промъемкости и кристаллизатора, а также скорость плавления зависят от количества электронно-лучевых пушек, обеспечивающих мощность плавления, и распределения энергии по площади промъемкости и кристаллизатора.

Луночная плавка

Используется для определения чистоты образцов из жаропрочных сплавов по неметаллическим включениям высокой и низкой плотности. Оборудование включает автоматическое плавление образцов по запрограммированному рецепту и контролируемую направленную кристаллизацию. Включения низкой плотности, напр. оксиды всплывают на поверхность расплава и концентрируются в центре сверху закристаллизовавшегося образца.

Зонная плавка

Зонная плавка используется для производства материалов самой высокой степени чистоты. Небольшая область подвешенного вертикально электрода расплавляется в кольцевом катоде. За счет различной растворимости примесей в твердой и в жидкой фазе основного материала, примеси переносятся посредством направленного движения расплавленной зоны к концу электрода.

Контроль процесса

Установки ЭЛП работают в полуавтоматическом режиме.

Автоматизация процесса включает:

  • Систему вакуумных насосов
  • Контроль давления
  • Систему водоохлаждения
  • Скорость подачи материала и скорость вытяжки слитка
  • Контроль высокого напряжения и тока эмиссии в зависимости от процесса
  • Автоматическое распределение мощности луча, сбор и архивирование данных

Для распределения мощности по условиям конкретного процесса развертка луча контролируется по расположению и времени задержки.

ALD разработала компьютерную систему сканирования и управления электронным лучом “ESCOSYS” для одновременного контроля нескольких пушек. Данная система отвечает высочайшим требованиям к сложному распределению мощности, которое определяется в рецептах плавки выбором подходящих образцов развертки из ряда заданных форм.

Частью пуско-наладки установки является специальное обучение, во время которого адаптируется зависимость геометрии плавки от частоты развертки электронно-лучевой пушки. Тем самым распознается выход электронного луча за пределы кристаллизатора и автоматически блокируется при редактировании образцов развертки.

Электронно-лучевые пушки ALD

ALD предлагает три типа электронно-лучевых пушек в диапазоне мощности луча 60 кВт, 300 кВт и 800 кВт и 25 — 50 кВ с самой совершенной системой контроля развертки луча.

За более подробной информацией обращайтесь, пожалуйста, к следующим сотрудникам:

Никита Чебыкин, Phone: + 7 495 787 67 31, Nikita.Chebykin@ald-russia.ru
Mr. Ulrich Biebricher, Phone: +49 6181 307 3297Ulrich.Biebricher@ald-vt.de
Mr. Jochen Flinspach, Phone +49 6181 307 3358Jochen.Flinspach@ald-vt.de
Mr. Dieter Kaufhold, Phone +49 6181 307 3291Dieter.Kaufhold@ald-vt.de
Mr. Oliver Pilz, Phone +49 6181 307 3520Oliver.Pilz@ald-vt.de
Ms. Pascale Scherf, Phone +49 6181 307 3114Pascale.Scherf@ald-vt.de

EB

Electron Beam Melting

Electron beam melting is distinguished by its superior refining capacity and offers a high degree of flexibility of the heat source and the distribution of power. Thus it is ideal for remelting and refining of metals and alloys under high vacuum in water cooled, ceramic free copper molds. Today the process is mainly employed for the production of refractory and reactive metals (tantalum, niobium, molybdenum, tungsten, vanadium, hafnium, zirconium and titanium) and their alloys. It plays an important role in manufacturing of ultra-pure sputtering target materials and alloys for the electronic industry and the recycling of titanium scrap.

Electron Beam Cold hearth refining system for Titanium (EBCHR)

ALD is supplier of complete furnace solutions including gun System for a variety of process configurations:

  • EB Drip-Melt Production Furnaces
  • EB Cold Hearth Refining Furnaces
  • EB Pilot Production Furnaces
  • EB Laboratory Furnaces
  • EB Button Melting Furnaces
  • EB Floating Zone Melting Furnace

ALD scope of supply is not limited to de delivery of the system only but can also include supervision up to turn key installation as well as process support by ALD specialist as well as training and process development at the Inhouse ALD EB-melting service.

Metallurgy of the Electron Beam Melting Process

Electron beam guns represent high power heat sources which are able to exceed at their beam spot the melting and even evaporation temperatures of all materials. By magnetic deflection and rapid scanning at high frequencies the electron beam can be effectively directed at targets of multiple shapes and is thus the most flexible heat source in remelting technology.

The electron beam impinges on the target with typical power densities of 100 W/cm². Depending on the properties of the material which is melted, the power transfer efficiency into the material ranges from approx. 50 to 80%.

Since EB-melting is a surface heating method it produces only a shallow pool at acceptable melt rates which positively effects the ingot structure regarding porosity, segregation, etc.

The exposure of the superheated metal pool surface to the high vacuum environment at levels of 1-0.0001 Pa results in excellent degassing of the molten material.

Metallic and non-metallic constituents with vapour pressures higher than the base material can be selectively evaporated by overheating of the pool thus generating the desired high purity of the ingot material.

Rapid scanning of the beam spot along the melt surface avoids local overheating and allows today consistent production of alloys by EB-melting, especially in the titanium industry.

Process variations

The high degree of flexibility of the EB heat source did lead to the development of several remelting and refining methods used from laboratory scale throughout to industrial production.

Horizontal and vertical dripmelting

Both are the classical method for processing refractory metals such as Tantalum and Niobium. Raw material in form of bars is usually fed horizontally and dripmelted directly into a withdrawl mold. The liquid pool is maintained at the upper edge of the mold by withdrawing the bottom of the growing ingot. Refining is based on degassing and selective evaporation as described above. Mostly repeated remelting of the first ingot is required to achieve the final quality. For repeated remelting, vertical feeding of the rotating electrode is applied.

Electron beam cold hearth refining (EBCHR)

This process is of great importance for processing and recycling of reactive metals, especially Titanium. The feedstock is drip melted in the melting zone of a water cooled copper hearth system from where it flows into a refining zone and then finally overflows into the withdrawal mold.

By properly sizing the hearth system the liquefied material flows within a defined dwell time through the hearth system allowing the efficient gravity separation of high density inclusions (HDI) and the removal of low density inclusions (LDI) from the material additional to the refining mechanisms as described above.

The size of the hearth system and the mold as well as melt rate are defining the number of EB guns providing the melting power and the energy distribution along hearth and mold area.

Button melting

Is utilized for cleanliness evaluation of superalloy samples regarding type and quantity of low-density, non-metallic inclusions. The equipment features programmed automatic sample melting and controlled directional solidification. Low density inclusions like oxides float to the surface of the pool and are concentrated in the centre, on top of the solidifying button.

Floating Zone melting

Floating Zone melting is one used for the production of metals with highest purity.

Impurities are segregating into a molten pool and transported with the melt front to the end of the electrode.

Process control

EB furnaces operate in a semi-automatic control mode.

Process automation includes:

  • Vacuum pump system
  • Vacuum pressure control
  • Cooling water system
  • Material feed rate and ingot withdrawal rate
  • Processor-based high voltage and emission current control
  • PC-based automatic beam power distribution, data acquisition and archiving

For process-specific power distributions, the beam deflection has to be controlled with respect to location and dwell time.

ALD has developed the PC-based electron beam scan and control system “ESCOSYS” for simultaneous control of several EB-guns. This system fulfils the highest requirements for complex beam power distribution which is defined in melt recipes by selecting suitable deflection patterns from a variety of predefined pattern shapes.

As part of furnace commissioning a special teach-in procedure is performed during which melt geometry and dependency on the deflection frequency for the EB-gun system is adjusted. This way electron beam movement beyond the crucible boundaries are recognized and automatically limited when editing deflection patterns.

ALD Electron Beam Guns

ALD is offering three EB-gun systems for power ranges up to 60 kW, 300 kW and 800 kW beam power at 25 to 50 kV with highly advanced beam deflection controls.

For more information please contact

Ulrich Biebricher, Fon: +49 6181 307 3297Ulrich.Biebricher@ald-vt.de
Jochen Flinspach, Fon +49 6181 307 3358Jochen.Flinspach@ald-vt.de
Dieter Kaufhold, Fon +49 6181 307 3291Dieter.Kaufhold@ald-vt.de